Популярно о медитации

Популярно о медитации

(статья Ольги Яценко, журнал “Твое здоровье” 2012)

В современном мире в моду все больше входят оздоровительные практики, работающие не только с телом, но и с умом: различные виды йоги, китайские и корейские гимнастики.  Это и понятно – жизнь в нынешнем темпе требует слишком много эгнергозатрат и  простого фитнеса может быть не достаточно для поддержания себя в хорошей форме и бодром духе. Вполне возможно, что на это у нас просто не остаётся сил.

Многих новичков, отправляющихся на йогу, привлекает мягкость занятий и чередование расслаблений с плавной статикой напряжений. Но любой опытный инструктор скажет, что полноценной практики не получится без медитации. Это-то и возвращает многих на опостылевшую беговую дорожку. От слова «медитация» веет чем-то мистическим, уносящим в другие миры и уж совсем ничего общего не имеющим с подтянутыми ягодичными мышцами и плоскими животиками.  Сложившийся стереотипный образ человека, занимающегося медитацией достаточно мрачен: отрешенность, безучастность, отключка,  разрыв с прошлыми привязанностями, глубокое погружение в некие параллельные миры, абсолютная подчиненность воле гуру, Учителя. Да и сама перспектива просидеть без движения, тупо глядя в одну точку на протяжении хотя бы даже пятнадцати минут – кажется удовольствием сомнительным и, главное, бессмысленным. Особенно, при дефиците времени, когда дорога каждая секунда.

Термин «медитация» произошел от латинского medito -«обдумываю» и уже тут   возникает разногласие с сутью многих практик этого состояния.  Но давайте разберемся по порядку. Существует огромное количество различных видов медитации, многие из которых и впрямь похожи на те, что рисуются в стереотипной картинке: трансовые состояния,  методичное повторение одного и того же движения, распевание  мантр и тд. В данной статье речь идет о том типе медитации, к которому прибегают в наше время в большинстве европейских йога-студий, и который является неотъемлемой сутью многих восточных практик, нацеленных на оздоровление и совершенствование тела.  И уместнее было бы такой вид медитации называть созерцанием, так как суть ее коренным образом противоречит латинскому medito – ведь находясь в таком состоянии практикующий  старается как раз не думать.

Основной принцип такой медитации заключается в пребывании в состоянии максимальной осознанности по отношению к окружающей действительности. То есть – никаких полётов в космос и астральных видений. Если задуматься – насколько часто в повседневной жизни мы видим эту нашу окружающую действительность такой, какая она есть на самом деле? Не наделяем предметы собственными оценками, ассоциациями, воспоминаниями…  Какие из переживаемых ситуаций не отмечаем ярлыками? И раз так – то насколько привычная реальность является реальной, а не раскрашенной свойствами нашего характера и настроениями в текущий момент?  Кому незнакома ситуация, когда в разные дни при разном настроении одна и та же ситуация воспринимается совсем по-разному! Даже народная мудрость «утро вечера мудренее» говорит о том же – что некоторые ситуации лучше воспринимать и оценивать на трезвую голову.

Входя в медитативное состояние, именуемое так же «тишиной ума» – занимающийся просто перестает думать. Кажется невозможным? Как можно остановить ум и при этом осознавать все, что происходит?  Оказывается можно. Когда мы, например, поглощены слушанием музыки– мы не думаем о том, на что похожи эти звуки, нам может быть трудно и лень пытаться как-то эту музыку обозначить  – мы просто впитываем ее, целиком, и наслаждаемся, не думая даже о том, на что похоже это наслаждение. Или когда  управляем машиной – максимальная концентрация  на дороге не мешает нам при этом чувствовать себя расслаблено. И  музыка, и дорога настолько понятны для нас, что не нуждаются в словесной перепроверке – мы не говорим себе «это музыка» «а  это я веду машину», мы просто это знаем. Таким образом, когда мы сядем в каком-то желательно светлом и тихом помещении, постараемся устранить напряжения в теле, подобрав самую удобную позу, и постараемся замереть, заглушив все свои мысли соображения на счет увиденного, и дать голос собственно, реальности – фактически мы не увидим ничего нового. И в то же время, этот опыт созерцания и осознания вне собственных мыслей покажется интересным и полезным.

Польза от отсутствия мыслей заключается  в глубоком расслаблении ума и тела. Дело в том, что даже когда нам кажется, что мы отдыхаем и ничего не делаем – наш ум трудится. Ведь отдых наш часто заключается в подкидывании новой работы уму –переключаем каналы в телевизоре, проверяем статусы у одноклассников, изучаем таблицы с результатами футбольных матчей, читаем криминальные сводки или сплетни о жизни звезд! Ум не перестает работать ни на секунду. Перед самым сном, когда все многоголосье окружающей реальности, наконец, замолкает, закрываются ноутбуки и выключаются музыкальные клипы с бегущей строкой гороскопов и чужих смс-сообщений– ум, прежде чем уйти в отключку, судорожно, по инерции, прокручивает какую-то пеструю канитель из обрывков увиденного и услышанного, и нам это кружение кажется, увы, совсем нормальным. Под него мы и засыпаем чаще всего. А ведь уму нужна такая же гигиена, как и телу. Состояние осознанной тишины для ума можно сравнить с походом в баню для тела.  А ощущения после медитации – стабильность, приятная тонусность, без напряжения, спокойствие без вялости – с перезагрузкой компьютера. Ведь когда компьютер долго работает, оперативная память постепенно засоряется «следами» просмотренных страниц,  полученных сообщений и загруженных изображений. То же самое и с нами – хотя мы этого не осознаем, но все те колоссальные информационные потоки, которые мы сами добровольно пропускаем через себя, оставляют свои «следы» в нашем сознании. И у человека и у компьютера реакция на подобное одинакова – появляется апатия, усталость. И, желая отдохнуть – мы снова берем в руки пульт от телевизора…

Прикладная же польза от медитации на занятиях, например, йогой, заключается в повышении выносливости организма и в интуитивно-правильном принятии той или иной позы. Например, когда инструктор говорит сесть на корточки, просунуть руки ладонями вверх под коленные сгибы и еще стать на цыпочки – наши беспокойные умы кричат «это что такое? Я так не могу! Мне тяжело! Интересно, а что на ужин приготовить! Ай, ноги болят! Неужели Пугачева таки с Галкиным поженились! Боже, как неудобно! Инструктор, наверное, издевается – я же выгляжу ужасно в этой позе!». И вместо того, чтобы ровно, спокойно дыша позволять своему телу постепенно расслабляться в тех его участках, работа которых при данной  позе не нужна, но которые испуганно сжались «на всякий случай» – мы еще и ресурсы ума тратим на посторонние мысли! Когда ум спокоен, то и тело спокойно и куда проще выполняет те или иные упражнения, наращивает нужные мышцы, плавно растягивает связки, сухожилия и адекватно реагирует на нагрузку. Ведь на самом деле при труднейших с виду балансах на руках – требуется не так много мышечной силы. Их делают совсем хрупкие девушки. Как? Нужна лишь внимательность и спокойствие тех мышц, которые не участвуют. А неконтролируемые напряжения в теле напрямую зависят от неконтролируемых напряжений в уме. Таким образом, в состоянии спокойствия и «тишины ума» мы можем прогрессировать куда быстрее, ведь еще одно привлекательное свойство гимнастики йогов заключается в том, что многие физические результаты достигаются не только путём силы, как во многих видах спорта, а и через расслабление, через прекращение сопротивления собственного тела.

Как проходит медитация в современных йога-студиях? Как правило, после небольшой разминки  занимающимся предлагают сесть поудобнее, но обязательно с ровной спиной. Сесть, а не лечь нужно для того, чтобы не хотелось спать. А ровная спина необходима для правильного дыхания и нормальной циркуляции крови – так мы меньше устанем от сидения. Если в помещении прохладно, то могут предложить утеплиться: надеть носки и какую-то удобную одежду с рукавами (если во время разминки вы были в майке).  Так как подобные занятия чаще всего проходят в залах для занятия йогой, то, скорее всего, сидеть вы будете на специальном резиновом коврике для упражнений. Для удобства так же некоторые центры предлагают специальные подушечки и кирпичики. Инструктор может зажечь ароматическую палочку и скорее всего включит особенную музыку. Это делается отнюдь не для того, чтобы соблюсти некий «медитативный церемониал» – а для того, чтобы медитирующим было на что «опереться». Ведь сидеть просто так, без движения, без мыслей – очень трудно. Если же мы будем концентрироваться на ощущении запаха и на музыке, то все прочее пёстрое мысленное многоголосье у нас в уме поутихнет. Ум будет номинально чем-то занят и при этом удастся почти не думать.  Инструктор может сообщить сколько времени будет длиться медитация – как правило, от 20 до 40 минут. Затем он  предложит сделать несколько дыхательных упражнений: ряд глубоких вдохов и медленных выдохов.  Первые несколько минут отводятся на прислушивание к телу: где-то, может, захочется чуточку подвинуться, ёрзнуть, что-то поправить. Затем, по мере того, как поза для сидения кажется все более комфортной, а ощущения по телу можно характеризовать как «стабильные» – можно открыть глаза. Как правило, если инструктор не уточняет, что эта медитация будет с закрытыми глазами – в идеале все время держать их открытыми и неподвижными, глядя примерно на пару метров перед собой. Новичок, «замерев», будет просто рассматривать участок пола перед собой или угол чужого коврика, или плинтус – словом, что-то, что можно рассматривать, и, неизбежно, наступит момент, когда вместо рассматривания он уже просто будет видеть тот же пол, плинтус, чужой коврик и так дальше. Это мгновение, которое близко к искомой «тишине ума» будет длиться совсем недолго – затем тут же полезут в голову мысли. Все подряд. И для того, чтобы не «улететь» в фантазии и воспоминания, инструктор предложит вам сконцентрироваться на ощущении дыхания, ощутить, как воздух наполняет лёгкие, как освобождает их. Так же можно считать выдохи.

Запах ароматической палочки, особенная музыка, остановившийся взгляд, концентрация на дыхании – весь этот арсенал средств призван именно для возвращения нас в реальность, хотя на первый взгляд может показаться совсем наоборот!  «Натравливая» свой голодный ум на запах, музыку, дыхание – мы, тем самым, освобождаем некоторую его часть для непредвзятого, спокойного, лишенного чувств и оценок вкуса того самого момента тут и сейчас. Когда мы никуда не спешим, наш ум не отягощен сожалениями о несделанном и тревогой за то, что предстоит сделать – вкус тишины передается и на то время, когда мы уходим из зала и возвращаемся к своим повседневным делам и мыслям.

Что меняется в нас и в нашем сознании

Находясь в состоянии тишины ума – мы не отрекаемся от того, что нам действительно дорого, от тех, кого любим (чего так опасаются противники медитации), но вполне может быть, что многое из наших забот покажется нам не таким значимым, как раньше. Мы обнаружим, что вполне можем обойтись без подробностей чужих семейных жизней и мир не остановится, если мы не ознакомимся с хроникой происшествий и криминала за день. Что не так важно, на самом деле, кто вышел в финал какого телешоу, а важнее на самом деле позвонить тем, кто в нашей жизни номинально присутствует, но почему-то кажется фигурой не такой значительной – двоюродной тётке, бывшей учительнице, товарищу по старой работе.  Мы постоянно спешим, хватаем информацию, делимся ею и ничего не успеваем. В нашей жизни слишком много объектов, событий, персонажей, мы путаемся в ценностях и приоритетах и спокойное, непредвзятое созерцание текущего момента помогает нам успокоиться и расставить все по местам, не отвлекаясь на тревоги и опасения, разрешить которые мы в данный момент все равно не в силах.

Еще Гюстав Флобер говорил: «Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас».



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *