Трактат о плечах или как сделать стойку на руках ровной

Трактат о плечах или как сделать стойку на руках ровной

Один из самых часто задаваемых вопросов по поводу стойки на руках – это вопрос про плечи. Те, кто серьезно увлечен покорением хэндстенда, хорошо знает грозное  словосочетание – “плечи не стоят”. Если со шпагатами-прогибами, со всевозможными нижними балансами на руках все более-менее понятно и можно смело осваивать самостоятельно, то плечи в стойке  – это тот первый серьезный камень в практике, обойти или передвинуть который без живого и опытного тренера рядом очень сложно. Это такой не самый очевидный нюанс, который, если вы не в теме, распознать очень сложно. Нужно увидеть очень много разных стоек, у разных людей, на протяжении определенного времени, чтобы выработать уже какой-то нюх на них, очевидное понимание, на уровне навыка – за долю секунды понять “стоят” или “не стоят”. То же касается и личного опыта – много времени плечи становились на место у меня в стойке только после помощи тренерского колена. Было совершенно очевидно, что сама я, своими усилиями так никогда бы не додумалась стоять.  Потому, когда мы беремся учить новичков – то ставим их сперва в те положения на руках, где плечи “вставляются” сами по себе, без колена. И переходим к более сложным вариантам только когда “плечи укрепились на месте”. Учиться изначально правильно – намного проще, чем потом переучиваться.

  1. Плечи не вставлены ?

Если вы не профи (то есть не имеете дело с десятками “вставленных”и “не вставленных” плеч в день на протяжении  хотя бы нескольких лет), то составить представление о том, как это, по одним картинкам будет довольно сложно. Но мы попробуем!

Если в инстаграме пройти по хештегу #handstand, то вам придется долго листать, пока попадется действительно “правильная”, ровная стойка. Потому, за примерами “где плечи не стоят”, обращайтесь в инстаграм, в гугл, в ютьюб – там почти ни у кого плечи не стоят.

 

Около 80% изображений со стойкой на руках показывают “любительскую”, то есть непрофессиональную версию этого упражнения с выпавшими плечами.

Среди многочисленных  онлайн уроков  и обучалок также наблюдается забавная тенденция – тренер рассказывает подсмотренные где-то очень правильные фразы про то, что “тело должно вытягиваться в идеально ровную линию” “кисти, плечи, таз, колени – в одной плоскости” но на деле показывает полную противоположность тому, что должно быть. Это было бы смешно, если бы не было так грустно! Не подкрепленная  практическим опытом, одна теория ничего не значит! Вот тут тоже у всех плечи “не стоят”:

Забавно наблюдать как рисуют такие вот линии и кружочки – мол, нам сказали, что тело должно быть на одной линии.  Вот оно на одной линии. И такой голос тренера за кадром “А ВОТ И НЕТ!” :))) То есть тот, кто рисовал это, не имеет ни малейшего представления о чем вообще идет речь!

И тут тоже: просто анекдот. Если почитать инструкции, что там написано и представить что это говорит наш тренер (а они все, если профессионалы, то конечно говорят об этом же : живот втянуть, таз на себя, бедра напряжены…) то очень не хватает вопля из серии “ДА ВЫ МЕНЯ НЕ СЛЫШИТЕ ВООБЩЕ! С ВАМИ НЕВОЗМОЖНО РАБОТАТЬ!”

(нажмите, чтобы увеличить)

До встречи с проф. тренером мы тоже, конечно, стояли как все. Потому что ни один нормальный человек, сам, добровольно, интуитивно не станет в стойку правильно – это дико неудобно. Ни модные гетры и перемотанные запястья, ни опасная локация с высотой и бетоном, ни даже ноги, заплетенные в Падмасану  – не делают эти наши стойки, в глазах профессионала хоть сколько-нибудь “крутыми”. “Так вы ж стоите с вываленными плечами” – скажет тренер и вздохнет.

2. Плечи стоят

Итак, главный признак того, что плечи стоят где надо – это РОВНАЯ СПИНА.  Плечо переходит в руку, как говорят американские инструкторы сахарными голосами in one long nice straight line… Если в линия выглядит не так I, а так < то значит плечи не стоят. Из-за строения локтей и самих плеч иногда линия выглядит уже как-то не совсем прямо, но плечи там стоят все равно – для того и нужен тренер, чтобы опознать и откорректровать.  Иногда линия выглядит не так I, а так \ и  это тоже допустимо.

3. Почему это важно

Если вы стоите на руках просто для того, чтобы  постоять и сфоткаться, или для того, чтобы блеснуть на йоге, где стойка на руках является транзитным элементом, как способ перейти из одной асаны в другую – то спите спокойно, вставленные где надо плечи вам ни к чему. Вы сможете прекрасно стоять и так, лишь бы стоялось. Важность правильной отстройки стойки на руках начинается тогда, когда вы планируете стоять так МНОГО и ДОЛГО. Тогда нужно принимать во внимание то, как это все повлияет на суставы и вообще на самочувствие. Это как ходить ссутулившись – вроде и проще, но однозначно не полезнее, чем с ровной спиной. Ну и еще если учите других стоять на руках, то наверняка найдутся зануды вроде меня, которые тут же начнут ворчать что “зачем учить неправильно” – ведь технику никто не отменял, и даже если она вам не нужна по большому счету, все равно “не по технике” будет восприниматься как “не правильно”.

Также если у вас в планах переходы от, собственно, стойки к каким-то движениям в ней (тот же спичаг, “часики” – с попеременным касанием ногами пол и так далее) а также если вы смотрите в сторону освоения стойки на одной руке – неправильная техника с “выпадающим” плечом может сослужить очень плохую службу. Просто “как-нибудь” стоять вы научитесь, а вот двигаться дальше будет сложнее.

Пример – прессап есть, плечи “не там” итог – стойка кривая.

 

А вот тут с плечами все хорошо, обратите внимание где находятся ноги и где плечи, ошибка всех аматоров, работающих без тренера – вы поднимаете ноги слишком рано, еще не утвердившись, не укоренившись в плечах!

 

Еще пример, надо так (фото сделано в зале, где вместе с нашими детьми тренируются профессиональные акробаты  и цирковые артисты):

Что такое техника выполнения? Это способ сделать что-то с наименьшими затратами (силы, время), наиболее точно. То есть понятие техники в стойке на руках это когда много-много спортсменов пробовали учиться стоять на руках – и так, и эдак. И вот в процессе многих десятков лет, старые, умудренные опытом тренеры поняли – ээээ ребята, а надо вот так. Потому что если так и вот так – плавали, знаем, ничего толкового не получится.

Или вот еще из словаря:

 Термин “техника” часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека.В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития (…). Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей.

 

3. Как вставить.

Если вы думаете, что достаточно просто

а) встать в группировку

б) поджать подбородок

и плечи “вставятся сами” – вы ошибаетесь.

Есть пололжения, в которых проще учиться стоять правильно, и начинаем мы с группировки, но и ее тоже нужно отстраивать. О том, как стоять в группировке можно писать отдельный пост, и не один!

Также ошибочно полагать, что наличие страхующего с коленом или без может решить вопрос:

(на всех 4 фото сверху плечи не стоят) А вот тут они стоят:

 

Все увидели разницу? Где < и где \ ?

Секрет в том, что нет двух одинаковых спин и плеч, нет единого универсального подхода, который можно дома самостоятельно применять к себе – рано или поздно что-то вылезет и опытный тренер, как врач, назначит лекарство. Но есть одно золотое правило: не переходите к освоению тех вариантов стоек или упражнениям в стойках, если вы не стабильны в плечах. Скажем, в группировке у вас все ок, плечи стоят, но стоит только выпрямить ноги – плечи едут. Что делать? Ответ прост – не спешить.

Еще стали спрашивать про прессап, он же спичаг, в какой момент плечи там становятся? и что делать, если прессап есть, а плечи не на месте? Ответ:  возвращаться к базе, к фундаменту и работать с ним, пока не обретется устойчивость.

4. А когда можно чтобы не стояли?

Очень часто в цирке вы можете видеть “кривые” стойки. И на спортивных соревнованиях тоже. Как же так?!

Если речь идет о сложной пирамиде или балансе в руках (h2h) то ловить равновесие куда проще с “невставленными” плечами –  стойка “бананом” куда более устойчивая в условиях шаткой опоры. На чемпионате мира по спортивной акробатике вы вряд ли увидите верхнего акробата из мужской четверке, стоящим на пирамиде из трех человек – ровно. И это ок. В спортивной гимнастике много десятилетий не заморачивались по поводу ровных стоек – там нет статики, потому не важно, как ты стоишь. “Вычищать” стойки на снарядах стали только недавно, да и то не везде. Баллы за выпавшие плечи в спортивной гимнастике (в отличие от акробатики) не снимают. В некоторых цирках тоже техника иногда бывает такой, что у профессионалов из спорта волосы дыбом поднимаются. И что…  и ничего!:)

 

Также подавляющее большнство йоготичеров стоят “не правильно” и совершенно не страдают от этого – просто потому что эта, сугубо акробатическая техника не описана в учебниках и Адхо Мукха Врикшасана выглядит так, как показал Гуруджи:

Просто если йогам захочется привнести в практику что-то из акробатики – то придется переучиться. А так как из “кривой” стойки перейти в ровную вообще нереально, если вы ровно никогда не стояли, то бонусом к “ровной” стойке будут и все возможные разновидности “парусов” и “бананов” так что, если только начинаете учиться, учитесь лучше правильно!

 

 



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *