Как провести занятие по детской йоге и выжить. 10 советов начинающим инструкторам

Как провести занятие по детской йоге и выжить. 10 советов начинающим инструкторам

Занятие детской йогой для неопытного инструктора это часто тот самый пример картинки «нежные ожидания и суровая реальность». В ожиданиях эти юные, чистые, искренние существа, готовы бесконечно тонко воспринимать все то самое главное в йоге, чувствовать и созерцать этот удивительный мир, полный тайн и фантазий, готовы удивляться и радоваться, обнаруживая новые способности в своих телах и быть философски спокойными, настоящими маленькими взрослыми, благодарными за то, что их уважают и относятся к ним серьезно. Я так думаю, планы с пунктами «уважение» и «относиться серьезно» были у всех йога-тичеров, которым предстояло первое в жизни занятие с детьми. Но на деле, оставленный на пять минут с группой из 10-15 детей, инструктор, не имеющий должного опыта, чувствует себя выброшенным на необитаемый остров с опасными и диковинными зверями, чувствует себя на пляже с букашками, которых нужно стеречь и которые стремительно разбегаются в стороны. Кто-то хочет к маме. Кто-то хочет пить. Кто-то ненавидит эти самые свои штаны. Кто-то обнаружил фитбол в углу зала, а кто-то швыряется блоками. Кому-то скучно, а кто-то уже смертельно устал в самом начале занятия и смотрит на вас с тоской и осуждением исподлобья. Кто-то с залихватской прытью пытается встать на голову, нарушая все мыслимые техники безопасности, а кто-то самозабвенно ест козявки из носа. Кого-то на занятие привела мама и буквально воткнула в зал со словами «нет, ты БУДЕШЬ сегодня заниматься!». И вот дверь захлопнулась и начался отсчет времени. Вы, они и целый час. Как выжить?

Совет 1. Первая половина занятия проводится стоя. Если у вас большая и разбалнсированная группа, то единственный способ сделать так, чтобы ученики не расползались, не бесились и не засыпали – поставить их на ноги. Асаны стоя – заземляют, успокаивают, настраивают на тот самый созерцательно-философский лад. Работа с равновесием переключает внимание с внешних раздражителей на внутреннее состояние. Иногда требуется от получаса «стоячей» работы для благополучной посадки группы юных йогов на коврики для дальнейшей работы с асанами лежа и сидя.

Совет 2. Считайте громко вслух на разных языках, когда держите статику. Просто так стоять и дышать детям часто бывает очень сложно, их неспокойные умы отлично занимает счет, громкий и выразительный. Можно в процессе называть асану, например «Стоим Вирабхадрасану раз…. стоим Вирабхадрасану два… стоим позу Воина десять…» Спросите какие языки учат дети в вашей группе и пусть каждому выпадет ответственное задание «посчитать». У меня были классы, где считали не только по-английски, но и по-немецки, по-испански, на иврите и даже по-японски. Удивительно и то, как быстро дети все схватывают. За несколько занятий они запоминают не только названия основных асан на санскрите, но выучивают еще счет до 10-20 на разных языках!

Совет 3. Не переживайте из-за неправильной техники. Да, детская триконасана – ад для перфекциониста. Но пока вы отправитесь править одного ребенка, другие начнут скучать, с разгону запрыгивать в Бакасану и неправильно стоять на голове – что, согласитесь, еще хуже. Потому старайтесь править всех сразу, голосом, выстроив в шеренгу и не теряя никого из вида.

Совет 4. Безопасность – превыше всего, потому минимум сложных асан. Дети куда более способные и одаренные в плане телесных возможностей, чем их родители. Но у них зачастую не хватает мышц, чтобы делать перевернутые балансы (самые любимые) и прогибы правильно и безопасно. Добавляйте по одной «сложной» асане в неделю или даже в месяц, чтобы было достаточно времени у группы ее понять и изучить. Детям очень нравятся «сложные» тренировки, но есть опасность, что кто-то расшибет нос или что-то себе потянет, потому пусть будет просто, четко, слаженно и с минимум «развлечений». А каждая новая асана, красиво и правильно выполненная, становится «призом».

Совет 5. Больше силовых элементов. Переходы «Адхо Мукха Шванасана – Урдхва Мукха Шванасана», всевозможные комбинации с Чатурангой Дандасаной, динамические Макарасаны и Шалабхасаны очень полезны для детских спин и для укрепления мышечного корсета. А еще они отлично поглощают излишки энергии. Детям интересно, когда трудно! Силовые элементы сделают ваше занятие трудным, но безопасным.

Совет 6. В конце занятия работайте парами и группами. Если у вас на занятии кто-то совсем новый, маленький и неопытный, выберете ему «куратора» из старших. Это очень почетная и ответственная роль – следить, чтобы у новичка все получалось правильно, подсказывать и поддерживать. В парах хорошо проходить отстройку асан – например один делает Сарвангасану, а второй придерживает за носочки и выравнивает, чтобы «свеча не падала». В парах можно тянуться, можно страховать друг друга в стойке на голове и можно хотя бы немножко править непослушную Триконасану.

Совет 7. Будьте искренни и естественны с провокаторами. Есть дети, которые ведут себя вызывающе и тупо пытаются сорвать ваше занятие. Не будем вдаваться в причины почему это происходит (к вам лично это точно не имеет никакого отношения!) но вот что вы можете сделать: ведите себя адекватно. Если в вас летят блоки, ремни и вы каждые пять минут уворачиваетесь от фитбола, не стоит улыбаться и притворяться что «ах, дети – такие милые непосредственные существа, а я – такой классный и невозмутимый йог! ». Уважайте других детей тоже, которые страдают от того, что их инструктора отвлекают от занятия. Говорите коротко и по существу. Только не вступайте в переговоры, не читайте нотации, не обижайтесь и не отправляйте провокатора в угол зала – там он будет шкодить еще больше. А лучше привлеките его к какой-то полезной деятельности: пусть считает или правит асаны. Причем если он не хочет этого делать, не уговаривайте, а просто ставьте перед фактом. Будьте спокойны и нейтральны, не показывайте свои чувства по отношению к личности провокатора, просто призовите его сменить род занятий с бесполезного на конструктивный. Если провокатор не хочет сегодня заниматься, найдите компромисс – пусть сидит и ничего не делает , но только Вирасане или Падмасане, например (держите наготове последовательность из положений сидя или лежа, чтобы не сильно затекали ноги) – может, просто не его день у человека.

Совет 8. Если нужно срочно успокоить разбушевавшуюся группу: поставьте их отжиматься от стены (не от пола, потому что поставленные на четвереньки они разбегутся ). А потом пусть станут в Тадасану, поднимут руки над головой в Намасте и закроют глаза. Считать до 25. В особо запущенных случаях можно повторить несколько раз. Еще отличное упражнение – динамическая медленная Уткатасана. 10 счетов опускаемся и 10 счетов поднимаемся, несколько раз.

Совет 9. Просите чтобы кто-то из детей «немножко повел тренировку». Это здорово мобилизует всю группу и резко меняет настроение в сторону серьезности и спокойствия. Но не отдавайте свои функции полностью и умейте вовремя остановить процесс, иначе целый час дети будут плюхаться в Бакасану, ходить на руках и стоять на голове.

Совет 10. Обнимайте детей и хвалите их. Каждый, даже самый маленький успех должен быть замечен и поощрен. В конце занятия старайтесь рассказать каждому ребенку что крутого он сделал сегодня, где превзошел сам себя и что вы надеетесь увидеть в его исполнении на следующей тренировке.



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *